Новосибирские инженеры продемонстрировали новый универсальный беспилотник, предназначенный для сельского хозяйства, доставки грузов и долговременного мониторинга.
© Российская Газета
Беспилотное воздушное судно самолетного типа назвали в честь ураганного байкальского ветра - "Сарма". Дальность полета -до 1 200 километров, крейсерская скорость - 100 километров в час. БПЛА весит 155 килограммов, а в небо он способен поднимать 100-120 килограммов. Принципиально новые для отрасли беспилотных авиационных систем характеристики и особенности "Сармы" представил руководитель проекта, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ) Илья Зверков.
Над проектом, который реализуется в рамках программы минобрнауки России "Приоритет 2030" нацпроекта "Наука и университеты", работали инженеры НГТУ НЭТИ. Как отметил ректор вуза Анатолий Батаев на презентации летного экземпляра БПЛА, к работе привлекались сразу несколько подразделений и факультетов.
Так, силовой модуль гибридной силовой установки для беспилотника разработан кафедрой электроники и электротехники, а системой автопилота занимались кафедра электронных приборов и кафедра электропривода и автоматизации промышленных установок, мотор-генератором гибридной силовой установкой среднего БПЛА - Центр мехатроники университета. Над антеннами для приема сигналов навигационных систем GPS/ГЛОНАСС трудились инженеры факультета радиотехники и электроники. Конструкция летательного аппарата предложена кафедрой самолето- и вертолетостроения.
От Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН беспилотнику достался волнистый профиль обшивки крыла, размах которого достигает 12,2 метра, - и это еще одна уникальная техническая характеристика "Сармы", подчеркивают разработчики. Инновационные конструкции крыла и фюзеляжа повышают безопасность эксплуатации воздушного судна и улучшают его взлетно-посадочные характеристики. Например, в БПЛА могут быть вмонтированы различные системы распыления или сева.
— Конструктивная и технологическая новизна в том, что летательный аппарат имеет жесткий силовой каркас, изготовленный из алюминиевых сплавов, который окружает менее прочная, но более податливая обшивка из пластика, — рассказал Илья Зверков. — За основу взята "конструкция" птичьего крыла.
Еще одна особенность аппарата - его высокая энергоэффективность, которая достигается за счет отсутствия пилота, энергоэффективных аэродинамической схемы и гибридной силовой установки. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, во время основной части полета работает только ДВС. Мощный генератор обеспечивает автономную энергетику работы всех систем.
Конструкция и характеристики "Сармы" позволяют эксплуатировать ее под управлением пилота, и на первом этапе так и будет происходить. После подтверждения заявленных характеристик и возможной коррекции конструкции предстоит следующий этап - передача функций управления самолетом системе автопилота. В небо машину планируется поднять через пару месяцев.
Но она уже преодолела тысячи километров, переместившись из Новосибирска в Москву на выставку "Россия" на ВДНХ. Здесь проректор по научной работе и инновациям НГТУ НЭТИ Артур Отто рассказал, что вуз в целом развивает научную инфраструктуру для формирования отрасли БАС и БПЛА, открывая молодежные лаборатории по разработке, проектированию и изготовлению беспилотных авиационных систем, для совершенствования навыков будущих специалистов.
По словам министра науки и инновационной политики Новосибирской области Вадима Васильева, технический университет станет одной из интегрирующих площадок для отрасли БАС в регионе, на которой будут проводить фундаментальные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Заместитель губернатора региона Ирина Мануйлова напомнила, что Новосибирской области отводится роль одного из российских центров компетенций по реализации нацпроекта "Беспилотные авиационные системы". Здесь создается Научно-производственный центр (НПЦ) испытаний и компетенций беспилотных авиационных систем.
— Регион будет использовать свой потенциал в конструировании средних и тяжелых БПЛА, испытании, сертификации, создании приборов и мониторинге полетов, — уточнила вице-губернатор.
Также будет создан единый оператор, сотрудники которого займутся координирующей деятельностью, обеспечивающей взаимодействие научного сообщества, производства и сферы образования, а также управлением проектами в данной области.
В создании Научно-производственного центра участвуют ведущие авиационные производственные предприятия и образовательные учреждения региона. Прежде всего это НГТУ НЭТИ и Сибирский НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина. По словам директора предприятия Владимира Барсука, в институте представлены практически все компетенции по работе с беспилотными авиационными системами — от проектирования до изготовления и допуска БАС к эксплуатации. Есть опыт работы как с тяжелыми беспилотниками массой свыше 3,7 тонн, так и с системами малой размерности.
Предполагается, что НПЦ сосредоточится на таких направлениях, как электроника и компоненты беспилотных аэрокосмических систем, дополнительные компоненты БАС для интеграции в бизнес-процессы отраслей-потребителей, автоматические зарядные станции. Будут предложены и решения для длительного автономного функционирования беспилотных систем, для экстремальных условий эксплуатации БАС.
Кстати
В Новосибирской области к прохождению курса операторов БПЛА приступила первая группа бойцов. В ее составе 24 человека, которым предстоит в течение трех недель освоить навыки управления БПЛА, разведывательного и инженерного искусства, военной топографии. Обучение проходит на базе Новосибирского высшего военного командного училища. Программа реализуется при поддержке губернатора Новосибирской области.
Источник: news.rambler.ru